150019, г. Ярославль, Красноперевальский пер., д.8

Успенская церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, пос. Норское

Летняя каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы сооружена на средства прихожан в 1753 году. Это кирпичная пятиглавая церковь с небольшой трапезной и шатровой колокольней, с декором в духе традиционного зодчества. В 1872 году по прошению церковного старосты, норского купца Ивана Дмитриевича Канатьева, к северному фасаду пристроен зимний храм с престолами Параскевы Пятницы и Николая Чудотворца. Нам удалось найти переписку Канатьева с губернской управой. Проект церкви подписал главный архитектор А.М.Достоевский. С тех пор второе название храма – Пятницкий.

В «Кратких сведениях о монастырях и церквях Ярославской епархии за 1908 год» читаем следующее: «Успенская церковь – зданием каменная; летняя и зимняя в одной связи, приходская. В летней престол во имя Успения Божией матери (15 августа). В зимней – Святой Великомученицы Параскевы и святого Чудотворца Николая (28 октября и 6 декабря). Летняя построена в 1753 году, а зимняя в1872 г. – оба тщанием прихожан. Земли усадебной 520 кв. сажен. Церковных домов два – для помещения причта. Церковного капитала-1065 руб. В приходе душ 107 муж и 279 жен. Весь приход составляют жители одного посада. По штату при церкви положено два лица: священник и псаломщик».

Самым любимым праздником норян был праздник Всех святых, его праздновали и село Норское и посад в следующее воскресенье после Троицы с крестным ходом и даже небольшой ярмаркой. Из рукописей Георгия Курочкина: «Церковь по обыкновению начинала праздник с поздней обедни, колокольный звон «с позыва». В наших церквях большие колокола были около 200 пудов весом. Когда же начиналась обедня, звонили «во вся». Здесь были большие искусники. А старые люди церковный звон называли «небесной музыкой»». После обедни от церкви Пятницы устраивался крестный ход. Сюда от каждого норского храма приносили по две иконы и по две хоругви. Пятницкие этим очень гордились и даже называли свою церковь собором. Под колокольный звон всех церквей крестный ход шел по набережной, затем поднимался к сельской — Михаила Архангела, и отсюда, полем и овинами, возвращался к Пятнице. Против каждой церкви служили молебен.

В каждой церкви посада были особо почитаемые иконы Богородицы. В Успенской такой была «Троеручница». Но хранилась здесь религиозная картина, которую особо почитали норяне. В 1792 году, в один из приездов на Родину, Г.И. Угрюмов(исторический живописец, родился в Норском) подарил Успенской церкви расписанную им плащаницу «Христос во гробе». Картина написана в рост человека (её размеры 181х66 см). В гробу спелёнатое плащаницею и умащённое тело Христа. Вокруг спокойного умиротворённого лица – золотой нимб. Раны уже не кровоточат. Православное учение и вера всегда воспринимали образ-икону как святыню, в которой таинственно присутствует тот, кого она изображает.

При Советской власти Успенская церковь разделила участь многих храмов Ярославля, — самый богатый храм Норского был разорён. Благодаря хлопотам Курочкина плащаница была отдана в государственный краеведческий музей Норской волости, находившийся в помещении Норской школы – семилетки. В предвоенные годы школьный музей был закрыт, а картина передана, среди многих экспонатов, Ярославскому музею – заповеднику.

В разное время настоятелями церкви были Алексей Иванович Снегирев (дед Г.И.Курочкина-норского краеведа),Александр Константинович Богородский, Вениамин Константинович Петропавловский, Леонид Николаевич Богородский.

В конце 20-х годов храм подвергся полному разорению, сброшены колокола, уничтожены купола, лишь купол колокольни не поддался разрушителям, слегка покосившись в сторону. В 1930 году в храме устроили клуб. В летней Успенской церкви в алтаре была сколочена сцена и размещался кинозал, а в Пятницком приделе — танцевали. В годы войны здесь жили женщины-зенитчицы, защищавшие железнодорожный мост через Волгу от немцев. Позднее в стенах храма изготавливали полиэтиленовые пакеты для сажевого завода и фабрики «Парижская коммуна», несколько лет заколоченная церковь пустовала..

В юбилейном для храма 2003 (250 лет) году ожили старинные стены, здесь появился новый настоятель о.Николай (Козачук).Всем миром храм восстанавливали, вывезли несколько грузовиков с мусором. Было подарено много икон, утвари, среди них старинный деревянный крест. Надпись на нем гласила «1745 г. Сделан по заказу княгини Корф». Первая служба прошла на Пасху 2003 года в теплом приделе Параскевы Пятницы, а в соседнем Успенском, штукатурка, упав с потолка, открыла образ ангела, проступили на стенах лики святых.

Следующее чудо случилось 19 января 2005 года. В начале Великого поста «заплакали» иконы. Незадолго до этого в храм подарили икону «Иисуса Вседержителя» XVII века. Едва образ появился в церкви, начали происходить чудеса мироточения. Причем мироточили не старинные и редкие, а современные — образ Сергия Радонежского и Знамения Божией Матери, отпечатанные на бумаге и приклеенные на деревянную основу. В июне 2005 года в Ярославле стало больше еще одной православной святыней. Икона с частицами мощей оптинских старцев прибыла из Оптиной Пустыни, чтобы занять своё место в алтаре церкви Успения Пресвятой Богородицы. Икону Собор Преподобных Старцев Оптинских храм получил в подарок.

В августе 2005 года, к празднику Успенья в храм, надымские казаки привезли икону Николая Второго. С 2003 года они идут с ней крестным ходом по всей России. На исходе пасхальной недели

28 апреля 2006 года в храм Успения Пресвятой Богородицы вернулась копия старинной плащаницы, подаренной Угрюмовым храму два столетия назад. Настоятель отец Николай (Козачук) освятил копию реликвии. А вскоре на храме появился первый купол (27.10.2006). К,сожалению, в 18 апреля 2012 года о.Николай( Козачук)скончался. Сейчас здесь настоятелем иерей Димитрий Сташкевич.

Использованная литература:

1.Моя родина – Норский посад: сборник (воспоминания выпускников Норской школы). Ред. и подготовка текстов А.М.Рутман, коммент.Г.В.Красильников, А.М.Рутман. – Ярославль: Александр Рутман, 2005 .- (серия «Граждане Ярославля»)

2.Русинова Н. Норская школа. К 80-летию Ярославского образования//Учебный год. – 2004 . №4

3.ГАЯО. Ф. 230


Оставить ответ

Рубрики