| |

Григорий Иванович Угрюмов – живописец из Норского посада

Григорий Иванович Угрюмов
(1764-1823)

Григорий Иванович Угрюмов, появился на свет в 1764 году в Норской слободе. Он по праву считается родоначальником национальной исторической живописи. Учитель Ореста Кипренского и Карла Брюллова до сих пор несколько в тени своих великих учеников.

Его талант живописца расцвел в Санкт-Петербурге, куда переехала семья будущего академика — отца художника, купца-жестянщика Ивана Михайловича Угрюмова, жители слободы выбрали которого депутатом по составлению нового Уложения, инициированного Екатериной Великой.

Так, Григорий, мальчик из Норского, оказался на берегах Невы, в воспитательном училище Академии художеств. После блестящего диплома, за который он удостоился малой золотой медали, и поездки в Италию, Григорий Угрюмов стал преподавателем, а потом и ректором живописи Академии. Сейчас работы нашего земляка хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.

Плащаница «Христос во гробе»

 Для Пятницкой норской церкви им  было создано полотно с изображением усопшего Спасителя, называемое иногда плащаницей.

В начале XX века местные краеведы обращались к академику И. Грабарю, чтобы установить авторство. Он ответил, что картина принадлежит либо самому Угрюмову, либо кому-то из близких учеников.

Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем.

Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, -стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века.

“Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями” (1793)

В картине “Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями” (1793г.) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными.

Более того, он помещает слева совсем уж “неканоническую” группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по-видимому, и не следует искать: появление этих персонажей – результат несколько наивной попытки сделать изображение более “жизненным”.

“Испытание силы Яна Усмаря” (1796-1797)

Наиболее экспрессивная картина Угрюмова – “Испытание силы Яна Усмаря” (1796-1797), или “В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком”.

Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом.

Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко.

Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют “рубенсовские” теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.

К сожалению, многое из наследия мастера утеряно. Так для Казанского собора Санкт-Петербурга Угрюмов написал 13 икон, из них сохранилось лишь «Поклонение Волхвов», остальные можно увидеть только в юбилейном каталоге, изданном в 1911 году к столетию строительства Казанского собора. По заказу Екатерины была также написана картина для Александрово-Невской лавры.

Творчество Григория Ивановича Угрюмова почти неизвестно на родине, однако его имя занимает достойное место в ряду знаменитостей Норской слободы и, конечно же, в ряду национальных живописцев.

Похожие записи