Григорий Иванович Угрюмов
(1764-1823)
Григорий Иванович Угрюмов, появился на свет в 1764 году в Норской слободе. Он по праву считается родоначальником национальной исторической живописи. Учитель Ореста Кипренского и Карла Брюллова до сих пор несколько в тени своих великих учеников.
Его талант живописца расцвел в Санкт-Петербурге, куда переехала семья будущего академика — отца художника, купца-жестянщика Ивана Михайловича Угрюмова, жители слободы выбрали которого депутатом по составлению нового Уложения, инициированного Екатериной Великой.
Так, Григорий, мальчик из Норского, оказался на берегах Невы, в воспитательном училище Академии художеств. После блестящего диплома, за который он удостоился малой золотой медали, и поездки в Италию, Григорий Угрюмов стал преподавателем, а потом и ректором живописи Академии. Сейчас работы нашего земляка хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Плащаница «Христос во гробе»
Для Пятницкой норской церкви им было создано полотно с изображением усопшего Спасителя, называемое иногда плащаницей.
В начале XX века местные краеведы обращались к академику И. Грабарю, чтобы установить авторство. Он ответил, что картина принадлежит либо самому Угрюмову, либо кому-то из близких учеников.
Приверженность русским сюжетам составляет отличительную особенность творчества Угрюмова, хотя он и не был здесь первооткрывателем.
Другое качество исторической живописи Угрюмова, также оказывавшее большое воздействие на современников, -стремление к правдивости исторической обстановки, костюма и вообще к некоей естественности изображаемого, разумеется, в рамках академической системы XVIII века.
«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793)
В картине «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями» (1793г.) сами неточности и даже странности в изображении, скажем, псковского кремля свидетельствуют о том, что художник прилежно пользовался источниками, которые в то время считались достоверными.
Более того, он помещает слева совсем уж «неканоническую» группу персонажей: старуху с ребенком на руках, девушку и женщину в венце. В традиционной в целом академической картине, где все строго выверено и каждый жест значим, эта группа вносит диссонанс, поскольку смысл ее неясен. Но смысла, по-видимому, и не следует искать: появление этих персонажей — результат несколько наивной попытки сделать изображение более «жизненным».
«Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797)
Наиболее экспрессивная картина Угрюмова — «Испытание силы Яна Усмаря» (1796-1797), или «В присутствии великого князя Владимира Российский воин сын кожевника оказывает силу свою над разъяренным быком».
Ян Усмарь, разрывая кожу разъяренного животного, доказывает тем самым свое право на поединок с богатырем-печенегом.
Напряженность кульминационного момента, резкость движения, подчеркнутого еще фигурой человека, упавшего на землю, бурная патетика, выразительный свет идут от барокко.
Композиция, конечно, довольно условна, но все же достаточно едина, цельна. В колорите превалируют «рубенсовские» теплые тона, типичные для академической живописи, но здесь они применены более осмысленно, в соответствии с сюжетом.
К сожалению, многое из наследия мастера утеряно. Так для Казанского собора Санкт-Петербурга Угрюмов написал 13 икон, из них сохранилось лишь «Поклонение Волхвов», остальные можно увидеть только в юбилейном каталоге, изданном в 1911 году к столетию строительства Казанского собора. По заказу Екатерины была также написана картина для Александрово-Невской лавры.
Творчество Григория Ивановича Угрюмова почти неизвестно на родине, однако его имя занимает достойное место в ряду знаменитостей Норской слободы и, конечно же, в ряду национальных живописцев.