Детская библиотека-филиал №7 (0+)
В потомственной семье ткачей Норской мануфактуры у Ивана Капитоновича и Марии Кузьминичны Балашовых 31 марта 1905 года родился первенец Александр.
Первый пловец в поселке (легко переплывал Волгу туда и обратно), заядлый футболист (такие красивые голы умел забивать противнику, что зрители только диву давались), въедливый книголюб (всю библиотеку в местном Доме культуры перечитал), красивый внешне (спортивная фигура, высокий рост, густая копна черных волос на голове), Александр был гордостью семьи. И никто не сомневался в том, что он унаследует профессию отца.
Так оно и получилось сначала. После окончания Норской семилетки Александр поступил на фабрику «Красный перевал». А тут и пора идти на службу в армию наступила… Служил Александр в артиллерийской части.
Демобилизовавшись и вернувшись в родное Норское, не захотел идти обратно на фабрику «Красный перевал» («Работа там для женщин, а не для мужчин», – сказал он).
Решил начать свою рабочую карьеру заново – поступил на лакокрасочный завод «Победа рабочих» и одновременно на вечернее отделение химического техникума при заводе, хотел после его окончания продолжить учебу в высшем техническом учебном заведении.
Все шло у него очень хорошо: на заводе с рабочего штамповщика поднялся до начальника цеха, техникум окончил с отличием, стал готовиться к приемным экзаменам в ВТУЗ. И вдруг – новый зигзаг. Узнал о наборе курсантов в Сталинградскую лётную школу, и нестерпимо захотелось ему взлететь в небо.
– Сын, тебе ведь уже 26 лет. Пора выбрать что-то одно, – увещевал Александра отец. – Сколько же будет таких зигзагов в твоей жизни? Ни в чем не достигнешь вершины, если будешь все время метаться от одного дела к другому… – Где и достигать вершины, если не в лётном деле! – смеялся в ответ сын.
И добился своего: весной 1931 года по комсомольской путевке уехал на учебу в Сталинград. В 1932 году, среди 32 человек, тщательно отобранных со всей области, Александр становится курсантом Сталинградской школы летчиков.
Быстро пролетели два года учебы, тренировок в военно-авиационной школе летчиков. Выпустили в звании лейтенанта и направили в Забайкальский военный округ на охрану восточных рубежей нашей страны. В промежутках между полетами сдавал экзамены и зачеты в Военно-воздушной академии, однако окончить её не успел.
В мае 1939 года, когда японская военщина вторглась в Монголию в районе реки Халхин Гол, капитан Балашов командовал эскадрильей 22-го Краснознаменного истребительного авиаполка 23-й авиабригады.
В боевых действиях принимала активное участие и эскадрилья А.И. Балашова. В иные дни она делала по несколько боевых вылетов.
Александр Иванович лично сбил вражеский самолет, за что правительство Монголии наградило его орденом Боевого Красного Знамени. 28 мая в одном из воздушных боев он был ранен в голову, но уже через несколько дней вновь вступил в строй действующих летчиков.
В последний боевой вылет А.И. Балашов поднял свой самолет в воздух 10 июля. Его эскадрилья вступила в бой с превосходящей группой самолетов противника.
… Неожиданно острая боль пронзила тело пилота. Он почувствовал, как набухает кровью комбинезон. Штурвал задрожал в руках, а в глазах поплыли желтые круги… Поняв, что ранен очень тяжело, возможно, смертельно и может потерять сознание, Александр Иванович, собрав последние силы, повел самолет к земле. «Спасти машину, спасти машину…» – билась в мозгу одна мысль.
Балашову удалось посадить самолет среди выжженной солнцем степи. Он вывалился из кабины, заполз под крыло, чтобы укрыться от палящих солнечных лучей, и потерял сознание.
Только ближе к вечеру советские танкисты обнаружили самолет и пилота. Балашов был еще жив. Танкисты перевязали тяжело раненного летчика и 80 километров осторожно везли по бездорожью до ближайшего медицинского пункта… Дорога заняла около 5 часов, к тому же пилот, лежа без сознания под крылом самолета, потерял слишком много крови. Спасти его медики не смогли.
В то утро летнее, в Монголии далекой,
Когда восток окрасился зарей,
Он принял бой, неравный и жестокий
И это был его последний бой.
Удар, и тело боль пронзила,
И все же продолжается полет.
Ещё нашлись сознание и сила,
Чтоб посадить подбитый самолет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года капитану А.И. Балашову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Похоронен А.И. Балашов в земле Монголии в братской могиле. Его именем названа улица в посёлке фабрики Красный Перевал в Норском.
Памятник воинам-красноперевальцам в посёлке фабрики «Красный Перевал».
Если пазл вообще не отображается, то вам следует установить/обновить Флеш-плеер для вашего браузера на сайте get.adobe.com
*****************************************
Если одновременно передвигаются сразу несколько пазлов, то обновите страницу кнопкой F5 и дождитесь полной загрузки страницы.
*****************************************
Чтобы увидеть подсказку, наведите мышкой на знак вопроса в левом верхнем углу.
*****************************************
Чтобы пройти этот пазл ещё раз, обновите страницу кнопкой F5.
******************************************
Для удобства вы можете настроить экран монитора одним из следующих действий: нажать клавишу F11 для выхода в полноэкранный режим и повторно, чтобы вернуться.
Или отрегулировать масштаб одновременным нажатием кнопок Ctrl-, Ctrl+, или Ctrl 0.